Основные положения законодательства Российской Федерации о труде

Основные положения законодательства Российской Федерации о труде

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТРУДЕ
Законодательство о труде - совокупность всех правовых норм, регулирующих трудовые отношения.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных законодательством о труде, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Однако не все виды трудовых отношений регулируются законодательством РФ о труде. Так, отношения между заказчиком и исполнителем договора о предоставлении определенного результата труда - например, договора подряда, поручения, авторского договора - регулируются не трудовым, а гражданским законодательством. Трудовые отношения оформляются трудовым договором.
Работник, заключивший трудовой договор, вправе рассчитывать на гарантии, закрепленные в трудовом законодательстве - например, на предоставление еженедельных выходных дней и оплачиваемого ежегодного отпуска.
Гражданско-правовой договор обязывает лишь представить результат труда и не налагает обязательств по соблюдению трудового распорядка. Однако такой договор не дает право на оплаченный отпуск, компенсацию за сверхурочную работу, пособие по временной нетрудоспособности и т.д.
Статья 702. Договор подряда
1.По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика)
определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его. ...
ЗАПОМНИТЕ: Чтобы не возникали споры и конфликты, при заключении договора четко определите его вид: трудовой или гражданско-правовой. Федеральный Закон предусматривает особые требования, предъявляемые при поступлении на государственную гражданскую службу, возложение на государственных гражданских служащих дополнительных обязанностей и другие ограничения.
Труд лиц, лишенных свободы, регулируется исправительно-трудовым законодательством. Общей юридической базой для различных отраслей законодательства, в том числе и законодательства о труде, является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации.
Статья 15.
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации" (Статья 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изм. и доп. от 22 октября 1999 г.)).
В Конституции РФ закреплены основные принципы трудового права:
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ включает в себя законодательные и иные нормативные акты, относящиеся к сфере трудовых отношений: • Конституция РФ;
• Законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права и нормы международного права; • Указы и распоряжения Президента РФ;
• Постановления и распоряжения Правительства РФ;
• Нормативные акты федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ранее - Министерство труда и социального развития Российской Федерации);
• Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов РФ;
• Нормативные акты субъектов РФ.
Важнейший акт трудового законодательства - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ. Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения всех работников, устанавливает высокий уровень условий труда, охрану трудовых прав работников. В ст. 21 Трудового кодекса РФ наряду с правами перечисляются и обязанности работников:
• добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
• соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
• соблюдать трудовую дисциплину;
• выполнять установленные нормы труда;
• соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
• бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
• незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Трудовой кодекс уточняет и конкретизирует общие принципы правового регулирования труда, изложенные в Конституции РФ.
Свобода труда реализуется, в частности, через свободу трудового договора.
Трудовой договор заключается добровольно.
Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ), а также право на охрану труда и здоровья (ст. 7 Конституции РФ) возлагает на работодателя обязанности по созданию соответствующих условий.
Перечень конкретных мероприятий включается обычно в коллективный договор.
Отдельные разделы Трудового кодекса и ряд специальных нормативных актов посвящены труду женщин и молодежи.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда (ст. 132 Трудового кодекса РФ). В Трудовом кодексе РФ устанавливается порядок рассмотрения трудовых споров. В разрешении споров участвуют избранные трудовым коллективом работники. Трудовые споры рассматриваются бесплатно и в сокращенные сроки. Обеспечивается реальное исполнение решения по трудовому спору.
Трудовой кодекс конкретизирует сформулированное в ст. 37 Конституции РФ положение о праве на отдых работающих по трудовому договору.
Устанавливается продолжительность рабочего времени, выходных дней и оплачиваемых ежегодных отпусков. Помимо Трудового кодекса, трудовые отношения регулируются отдельными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Отдельные положения трудового плана могут закрепляться Указами и распоряжениями Президента РФ и Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Нормативные акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ издаются в форме постановлений по вопросам, относящимся к компетенции министерства или разъяснений о применении действующего законодательства о труде. Постановления и разъяснения Министерства обязаны для исполнения всеми министерствами, комитетами и ведомствами, местными органами исполнительной власти и всеми организациями.
Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов РФ обычно распространяются только на работников соответствующих отраслей. Однако акты некоторых министерств и ведомств (Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство экономического развития и торговли) по отдельным вопросам могут распространяться на целые категории граждан или организаций.
Нормативные акты органов местного самоуправления принимаются в соответствии с компетенцией этих органов. Эти акты обычно касаются установления различных доплат в соответствующих регионах, времени работы различных предприятий торговли, сферы обслуживания и транспорта. В локальных актах - договорах, соглашениях - отражаются особенности различных предприятий. Однако следует помнить, что условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.
Международные правовые нормы, особенно акты Международной организации труда (МОТ), играют сегодня все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. (Обратите внимание на п. 4 приведенной выше ст. 15 Конституции РФ). МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации государством - членом МОТ обязательны для соблюдения.
Часть конвенций была ратифицирована СССР и затем признана Российской Федерацией. Вот некоторые из них:
№ 14. О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях;
№ 47. О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю;
№ 59. О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленности;
№ 60. О возрасте приема детей на непромышленные работы;
№ 77. О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности;
№ 95. Об охране заработной платы;
№ 111. О дискриминации в области труда и занятий;
№ 119. О снабжении машин защитными приспособлениями;
№ 138. О минимальном возрасте для приема на работу;
№ 142. О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов;
№ 148. О защите трудящихся от профессионального риска, вызванного загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах. Рекомендации не ратифицируются. Государство может, но не обязано использовать их в национальном законодательстве.
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Согласно ст. 353 Трудового кодекса государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда (входит в состав Федеральной службы по труду и занятости).
Федеральная инспекция труда (ст. 356 Трудового кодекса):
• осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
• осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
• направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
• осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
• обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
• анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
• принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
• запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
• ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
• осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
• готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. Государственные инспекторы труда имеют право (ст. 357 Трудового кодекса):
• в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
• запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
• изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
• расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
• предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
• направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
• выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
• запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
• составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
• выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ
В целях самозащиты трудовых прав работник может:
• отказаться от работы, не предусмотренной трудовым договором;
• отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами).
На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные Трудовым кодексом, иными законами и другими нормативными правовыми актами.
Работодатель, представитель работодателя не имеют право препятствовать работникам в осуществлении ими своих трудовых прав.
Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность означает применение дисциплинарных санкций вплоть до увольнения. С предложениями о привлечении виновных в нарушениях законодательства РФ о труде и охране труда к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности имеют право обращаться государственные инспекторы труда.
Основной законодательный акт об административной ответственности - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Административную ответственность в виде штрафа несут должностные лица, представляющие работодателя, за:
• нарушение законодательства о труде и охране труда;
• правонарушения на этапе переговоров (уклонение, затягивание);
• невыполнение обязательств по соглашению, договору;
• не предоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и контроля за соблюдением условий договора, соглашения.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27. КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ в часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2007 г., согласно которым нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Основные способы защиты гражданских прав работников при гражданско-правовых нарушениях предусмотрены в ст. 12 и других статьях Гражданского кодекса РФ.
За существенные нарушения законодательства о труде виновные могут быть привлечены и к уголовной ответственности.
Такая ответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ за:
• необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет;
• невыплату руководителем организации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, из корыстной или иной личной заинтересованности;
• нарушение правил охраны труда.
Статья 145. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет
Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
1. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере от трехсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Сайт создан в системе uCoz